
Дети различного возраста могут иметь недостатки в развитии речи. Чаще всего наблюдаются нарушения произношения звуков. Это может быть самостоятельным нарушением, а может входить в состав других, более сложных расстройств речи.
Родителям важно помнить, что своевременное обращение к логопеду позволит:
- предотвратить трудности в овладении письмом и чтением;
- избежать затруднений в освоении русского языка;
- скорректировать отклонения в развитии некоторых психических функций (внимания, восприятия, памяти);
- избежать психологических трудностей при общении ребенка в коллективе сверстников;
- снизить риск возникновения заикания.

На занятиях с логопедом в нашем саду нарушение звукопроизношения рассматривается с точки зрения комплексного подхода, поэтому на занятиях в увлекательной и доступной форме решаются следующие задачи:
- нормализация мышечного тонуса (при необходимости);
- выработка правильных артикуляционных укладов;
- формирование правильного речевого дыхания;
- развитие слухового и слухоречевого внимания;
- развитие фонематического восприятия;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- расширение и активизация словарного запаса;
- активизация речевого общения и коммуникации;
- развитие памяти, внимания, мышления.

Логопедические занятия с детьми 2 – 3 лет включают в себя:
- Активизацию речевой деятельности (вызывание звуков, звукоподражаний и формирование первых форм слов);
- Формирование фразовой речи (развитие простых просьб - фраз и двусловных предложений);
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи (развитие слухового внимания на материале неречевых звуков, уточнение произношения гласных звуков);
- Формирование общих речевых навыков (воспитание плавного выдоха, работа над силой голоса);
- Развитие мелкой моторики (игры с бусами, крупами, пальчиковые игры).

Логопедические занятия с детьми 3 – 4 лет включают в себя:
- Развитие понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря:
- Активизацию речевой деятельности (расширение предметного и глагольного словаря, формирование грамматического строя речи);
- Развитие фразовой речи (формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов);
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи (закрепление произношения гласных звуков, формирование правильного произношения согласных звуков, развитие слухового внимания);
- Расширение общих речевых навыков;
- Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
- Развитие мелкой моторики (при помощи предметов, игрушек; улучшение координации пальцев с помощью упражнений).

Логопедические занятия с детьми 4 – 5 лет включают в себя:
- Формирование представлений об окружающем мире;
- Обогащение и активизация предметного и глагольного словарей (на основании различных лексических тем);
- Развитие грамматического строя речи (уточнение грамматических категорий и понятий, формирование навыков словообразования и словоизменения);
- Развитие фразовой речи (обучение ведению диалогов, формирование навыков пересказа, развитие навыков собственного рассказывания).
- Развитие фонематических процессов (активизация слухового внимания на материале речевых звуков);
- Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения).

Приоритетными направлениями логопедической работы с детьми 5 – 6 лет и старше являются:
- нормализация мышечного тонуса;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование правильного речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха;
- постановка, автоматизация и дифференциация неправильно произносимых групп звуков.