Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом, интеллектуальном и психическом развитии.
Мозжечок содержит самую высокую концентрацию нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Чаще мозжечок рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус. Например, получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д.
Однако за последние десятилетия выявлена важнейшая роль мозжечка не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека. Например, неоспоримо его участие:
- в регуляции скорости, последовательности и согласованности протекания высших психических функций;
- в регуляции поведения, эмоций и внимания;
- в интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга;
- в обеспечении сенсомоторных и речедвигательных координаций;
- в формировании схемы тела;
- в моторном планировании, в том числе в планировании времени движения.
Существует множество средств мозжечковой стимуляции (прибор «Пустурограф», интерактивная платформа Wii Fit, специальные упражнения и т.д.). В нашем детском саду мозжечковая стимуляция проводится с применением балансировочного комплекса (аналог доски Balametrcs в сочетании с дополнительным оборудованием).
Программа занятий направлена на:
- стимулирование сенсорной интеграции (вовлечение сенсорных систем в формирование ответа на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом);
- совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем;
- в основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга человека и их эффективное взаимодействие друг с другом.
Стоя на балансировочной доске, ребенку необходимо удерживать равновесие и выполнять предложенные в игровой форме упражнения. Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). При таком тренинге на балансире у детей задействуются одновременно несколько систем:
- вестибулярная
- моторная
- сенсорная
- проприоцептивная
- глазодвигательная
- кинестетическая
- аудиальная .
- нарушение координации движений, моторная неловкость;
- несформированность зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации;
- нарушения внимания, гиперактивность;
- нарушения аутистического спектра;
- нарушения устной и письменной речи (дисграфия, дислексия);
- задержка психоречевого развития различного генеза;
- нарушения речи.
- совершенствование межполушарного взаимодействия;
- стабилизация работы вестибулярной системы;
- развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);
- совершенствование зрительно-моторной координации;
- интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);
- улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;
- расширение зрительно-оптического поля;
- развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;
- улучшение саморегуляции и контроля;
- стимуляция психоречевого развития;
- личностные изменения (повышение самооценки, уверенности в себе);
- развитие аудированной и импрессивной речи;
- развитие письменной речи;
- оптимизирование навыков чтения.